Юридические основания
Профессия моториста судового включена в Приказ Минпросвещения РФ от 14.07.2023 № 534. Работа по данной специальности предполагает обязательное прохождение профессионального обучения с выдачей подтверждающих квалификационных документов.
Наличие у моториста профобучения или среднего профобразования по профильной учебной программе предусматривает также профессиональный стандарт 17.099 «Моторист судовой», утвержденный приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 335н. Моторист, занимающийся технической эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом судовых энергетических установок, должен регулярно проходить инструктажи по охране труда и медосмотры, а также получать дополнительное профессиональное образование на курсах повышения квалификации.
Кому нужно пройти обучение
Машинист (моторист) на судне – это технический рабочий, обеспечивающий на вспомогательном уровне бесперебойность функционирования судовых энергоустановок, систем, машин, механизмов, технических средств. Специалист следит за исправностью оборудования, осуществляет его обслуживание и ремонт, проводит заправку топливом (бункеровку) и перекачку топлива, выполняет операции по осушению танков и балластировке морского или внутреннего водного судна, отвечает за безопасность плавания.
Профессия моториста судового предполагает квалифицированный ремонт морской газотурбинной установки, дизеля, системы охлаждения и топливоподачи, электрогенератора, других машин и механизмов. Рабочий обязан контролировать и управлять запасами смазочных материалов и топлива. В должностные обязанности включены также: обеспечение экологической безопасности в отношении обращения с отходами и выбросов, составление отчетности, ведение технической документации, взаимодействие с другими членами экипажа для повышения эффективности работы судна.
Освоить рабочую специальность в рамках профессионального обучения моториста судового можно на базе основного или среднего общего образования (школьного аттестата об окончании 9 или 11 классов).
В получении свидетельства и удостоверения судового машиниста также могут быть заинтересованные выпускники колледжей и ВУЗов, решившие расширить или изменить сферу профессиональных компетенций. Например, работать на грузовых, военных, рыболовных или пассажирских судах, танкерах, контейнеровозах, плавучих бурах, в морских портах и доках.
Программа обучения
Подготовка мотористов судовых ведется по утвержденной образовательной программе в объеме 180 академических часов. В рамках теоретического обучения слушатели освоят следующие разделы программы:
- основы материаловедения и технического черчения;
- основы электротехники;
- основы слесарного дела;
- устройство судна;
- устройство двигателей внутреннего сгорания;
- работа судовых механизмов и систем;
- организация и выполнение судовых работ;
- несение машинной вахты;
- техническая эксплуатация и ремонт судового оборудования;
- охрана труда и обеспечение безопасности в машинном отделении;
- обеспечение безопасности плавания;
- охрана окружающей среды.
После завершения теоретического и производственного обучения (пройти практику можно на своем предприятии) слушатели сдают квалификационный экзамен с оформлением протокола проверки знаний.